Информация

Эксперты не сразу смогли определить, что такое Street-retail

Секция была создана как профессиональная площадка для обсуждения насущных вопросов и выработки единых стандартов для данного сегмента. В том, что работа предстоит серьезная, эксперты рынка смогли убедиться уже на первом заседании: участники секции так и не смогли договориться и сформулировать четкое определение самого понятия «Street-retail».

Street-retail — особый сегмент коммерческой недвижимости, из серии «вечных мест» или «голубых фишек»: самый инвестиционно-привлекательный, «живой» и ликвидный сегмент для покупателей, и самый эффективный для многих арендаторов. При этом рынок достаточно закрытый. А ограниченный объем предложения и невосполнимость ресурса — особенно в центре — делает спрос на помещения Street-retail активным, независимо от общего состоянии рынка.

Вопросы необходимости определения ключевых точек рынка, создание и разработки стандартов, терминов, классификации, критериев ценообразования, привели к идее создания общей площадки для всех игроков, которой призвана стать Секция «Street-retail» в рамках РСТЦ.

На первом заседании собрались руководители, брокеры и аналитики направлений Street-retail большинства компаний, работающих в сегменте: Jones Lang LaSalle, Магазин Магазинов, Colliers International, RRG, Paul’s Yard, Knight Frank, Cushman&Wakefiled, Blackwood, Adelanta Consulting Group и др. В общем, как говорится, «кворум был».

Ведущий секции — Председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников — представил участникам аналитический обзор сегмента Street-retail, а также обозначил основные тенденции и сложности работы с данным видом недвижимости. Совместно с генеральным директором RRG Brokerage Сергеем Азаровым они изложили подходы и методики к классификации, практически со всех сторон рассмотрели аспекты функционирования сегмента. Ведущий отметил, что, несмотря на то, что этот рынок очень узкий, он отличается необычайной «размытостью», отсутствием единых критериев, подходов, классификаций, которые позволили бы операторам и их клиентам «говорить на одном языке».

«В настоящее время даже среди профессионалов нет четкого понимания, что такое «Street-retail», — подчеркнул Денис Колокольников и предложил дать определение, которое бы было принято большинством экспертов.

Обсуждение определения «Street-retail» затянулось не менее, чем на час, но участники так и не пришли к точному определению. Выяснилось, что разночтения возможны буквально по каждому слову: должно ли помещение обязательно находится на первой линии домов или достаточно, чтобы его было видно; можно ли считать объект принадлежащим к сегменту «Street-retail», если в нем сделали офис, относить ли к соответствующему формату площади, на которых располагается не магазин, а банк, турагентство или ресторан.

«Работа только началась. И столь бурное обсуждение и разногласия, которые проявились во взглядах на саму суть формата лишний раз показывают, насколько важно выработать консолидированное мнение, — говорит Денис Колокольников. — Мы в ближайшее время сформируем полный список предложений, прозвучавших на секции, и предоставим их для дальнейшего обсуждения. Мы взялись за эту непростую работу, поскольку нам очень хорошо известен сегмент, мы имеем десятилетний опыт работы со стороны инвестора, собственника, брокера, консультанта и ритейлера. Безусловно, мы призываем всех профессионалов в области торговой недвижимости подключиться к этой работе. Тем более, что в дальнейшем рассчитываем общими усилиями разработать классификацию объектов Street-retail, по примеру той, что уже многие годы успешно используется в офисном сегменте».

Впрочем, уже можно говорить о том, что всеми участниками были зафиксированы ключевые условия формулировки термина. Помещение формата Street-retail — помещение для осуществления торговли либо оказания услуг населению, представляющее собой часть здания (или здание), обладающими обязательными признаками. Помещение должно иметь собственный вход с улицы для посетителей. К входу с улицы также относится вход в помещение через общий для нескольких помещений тамбур. В этом случае вход в помещение должен быть виден от общего входа. Помещение должно иметь привлекающие внимание потенциальных посетителей идентифицирующие признаки — витрины (в том числе, витринные окна, фальш-витрины и т.п.), вывеску и т.п. Либо возможность их устройства. Кроме того, помещение должно иметь пешеходную доступность и видимость с улицы.

Заседания секции «Street-retail» планируется проводить в формате круглого стола или практического семинара с периодичностью 1 раз в квартал. На заседания приглашаются: девелоперы, брокеры, ритейлеры, инвесторы, консультанты, — словом, все те игроки рынка коммерческой недвижимости, которые непосредственно работают в данном сегменте.

 

Добавить комментарий