Информация

На 2011 год в Москве заявлен ввод почти 700 тыс. кв. м торговых площадей

Совокупный объем прироста качественной торговой недвижимости в Москве в 2010 году составил 477 тыс. кв. м арендопригодной площади. Общий объем предложения в итоге превысил 4 млн кв. м. Такие данные приводит «Миэль-Коммерческая недвижимость».

В 2011 году планируется ввести порядка 698 тысяч кв. м качественной арендопригодной торговой площади. Этот объем ниже показателей 2009-2010 годов, что связано с незначительным числом новых проектов, заявленных с начала кризиса. В реальности объем ввода площадей в 2011 году, скорее всего, не превысит пикового показателя 2009 года (599 тысяч кв. м).

Высокий показатель ввода новых торговых объектов, уверенный темп восстановления рынка делают Москву инвестиционно привлекательной, как для девелоперов, так и для крупных российских и иностранных ритейлеров. Выход на московский рынок новых розничных сетей, дает уверенность в том, что уменьшение спроса на торговые площади в ближайший год маловероятно.

Спрос в 2010 году был на уровне 2009 года. Количество заявок на аренду торговых помещений было выше докризисного уровня на 9%, однако спрос на покупку все еще составляет 55% от уровня 2007-2008 годов.

За 2009-2010 годы весь объем вакантных площадей в топовых торговых центрах был исчерпан. Сегодня в успешных торговых центрах вновь ведется так называемый «лист ожидания». В среднем по Москве доля вакантных площадей в крупных торговых центрах составляет порядка 6-8%.

Ставки аренды за 2010 год продолжали расти. Наибольший рост показали ставки на встроено-пристроенные помещения, которые в IV квартале выросли сразу на 6,1%, что было вызвано регулированием сети мелкорозничной уличной торговли.

Сегодня значительную долю на рынке сегодня занимают «стандартные» торговые центры. Высокая конкуренция среди них стимулирует девелоперов развивать новые форматы торговой недвиджимости, такие как outlet center, retail park и life-style-центры. В 2010 году было анонсировано сразу несколько проектов формата outlet center. Ввод подобных объектов должен положительно сказаться на рынке и стимулировать дальнейшее развитие торговой недвижимости. В перспективе 2-5 лет рынок может перейти к фазе «борьбы форматов».

Цены предложений продажи торговых помещений в 2010 году в среднем показали небольшой рост. Торговые комплексы и отдельно стоящие торговые объекты, за год отыграли половину своей стоимости после обвального падения в I квартале 2009 года, показав рост в 49,2%.

Добавить комментарий