В Большую Москву входят территории, условно ограниченные Киевским и Варшавским шоссе вплоть до Калужской области. В состав столицы вошли Троицк, , Коммунарка, Щербинка, Внуково, поселок Московский – всего около 20 населенных пунктов.
Понятно, что до подлинной столичности сегодня Большой Москве еще далеко. Чтобы действительно превратиться в столицу, здешние территории должны серьезно преобразиться. В первую очередь необходим современный транспорт, прежде всего – метрополитен. Пока известно о том, что новая ветка подземки пройдет от станции метро «Проспект Вернадского» вдоль Калужского шоссе до поселка «Коммунарка», ее начнут проектировать после 2015 года, и, возможно, она будет построена к 2020 году. Маршрут остальных линий утвердят, когда власти определятся – где же, в каких городах появятся административные здания для государственных учреждений. Специалисты-транспортники говорят о том, что по Большой Москве хорошо бы пустить скоростные трамваи и электрички – современный рельсовый транспорт.
Сейчас над генеральным планом развития Большой Москвы работают лучшие архитекторы мира, — соответствующий конкурс был объявлен еще в начале 2012 года. И уже известен фаворит этого соревнования — лидером первого этапа конкурса стало голландское архитектурное бюро ОМА.
Осенью в Москве пройдет выставка проектов, будут отобраны лучшие, затем сформируется единый коллектив, который представит окончательный вариант концепции новых территорий в начале 2013 года. Но уже сейчас ясно, что в Большой Москве развернется жилищное строительство, причем одновременно с жилыми домами обязательно будет отстраиваться инфраструктура – школы, медицинские учреждения, магазины, спортивные центры и т.д., — то есть, все, что необходимо для нормальной жизни.
Никаких специальных жилых площадей для чиновников выделять не станут. Зато известно, что возводить собираются дома и квартиры только по новым технологиям — с акцентом на малоэтажное строительство. Причем власти подчеркивают: «спальных» районов – безликих кварталов, таких, какие строились в свое время на окраинах крупных городов, в Большой Москве не будет.
Впрочем, есть для нового строительства и препятствия: у многих земельных участков уже есть хозяева, а с ними надо будет как-то договариваться. Там много дачных, садоводческих, коттеджных поселков – пока власти обещают, что обижать никого не будут. Более того, предупредили, что ради интересов дачников они могут пожертвовать и объемами жилищного строительства.
С одной стороны, все это выглядит очень привлекательно, с другой – проект слишком масштабен, поэтому вызывает естественное сомнение – и как же власти с такой громадой справятся? Ведь речь идет не просто о масштабном строительстве жилья, а о создании грамотной жилой городской среды, со всем необходимым для комфортной жизни современного человека. Вот об этом «» и поговорил с москвичами посредством социологического опроса.
«Как вы считаете, этот проект будет реализован именно с точки зрения развития инфраструктуры?», — спросили мы граждан.
— Будет – уверены 54,5% участников опроса;
— нет, не будет реализован – возражают им 31,7%;
— затруднились с ответом 13,8%.
Мы попросили пояснить высказанную точку зрения. Среди тех, кто верит в проект (54,5% опрошенных), были люди, которые предпочитают просто думать о хорошем: «я человек доверчивый»; «русский народ оптимисты, поэтому верим»; «в нашем мире все возможно».
Но куда больше было распространено убеждение, что правительствоне бросает слов на ветер: «раз задумали, то сделают»; «сделают, как обещают, почему нет»; «если упрутся, то обязательно построят»; «если Путин будет, то сделают».
Люди также уточняли, что проект реальный, но долгосрочный, лет через 10-20, мы увидим результаты: «на это уйдет много времени, метро быстро точно не построят»; «не сразу, но сделают, только лет через 10»; «в течение лет 20-ти, наверное, сделают, а раньше нет»; «через много лет обязательно. Только можно сделать быстрее, если все откаты пошли бы на строительство».
Тема денег, прозвучавшая в последнем комментарии, получила продолжение: «сделают, потому что это им выгодно»; «я считаю это коммерческим проектом, поэтому это кому-то нужно, значит, сделают».
Теперь предоставим слово тем, кто считает, что проект не будет реализован (31,7%). В этой группе обещаниям правительства не верят, потому что, по мнению ее представителей, они в полной мере не реализовываются: «у нас никогда не делают все до конца»; «зная наше правительство, как они чинят дороги, это вряд ли».
Некоторые респонденты основываются на собственном печальном опыте: «у меня есть прецедент, у нас дача в 60-ти километрах от Москвы и мы не можем провести туда свет. Вот и все».
Люди подозревают, что на проект может попросту не хватить средств: «требует больших финансовых вложений, я думаю, что нет пока таких денег»; «думаю, это возможно только в ближнем Подмосковье, а то, что далеко — нет. Большие расходы». Далее популярный денежный вопрос получил развитие и в этой группе: все растащат и ничего не построят: «разворуют, а строить будут на оставшиеся деньги, а этого мало». Препятствием для проекта люди считают и то, что на этих территориях уже есть жители: «там уже есть дороги, куча дачников, куда они их денут?».
Впрочем, в группе допустили, что проект и может быть реализован, но очень нескоро: «может лет через 30 это и возможно»; «если лет через 50, то возможно»; «лет через 50 это возможно, а сейчас нет. Что тут непонятно?». Или проект окажется совсем не таким, о каком рассказывают власти, а скажем, исключительно для избранных: «это будет Москва не для всех. Скорее это для богатых или еще что-то»; «не для простых людей. Для молодых семей как жилья не хватало, так и не хватает». Высказывались и другие мнения, которые показались нам любопытными: «надо не Москву расширять, а укреплять Дальний Восток и Сибирь. В Москве все равно все не поместимся»; «я в чудеса не верю и фантастику давно не читаю». Затруднившиеся с ответом (13,8%) объяснили, что слишком мало знают о проекте, чтобы рассуждать о нем, но некоторые все-таки склонны думать, что проект может быть воплощен: если власти захотят, то сделают.
Затем мы поинтересовались, поехали бы люди жить в Большую Москву, если бы проект был реализован при прочих благоприятных обстоятельствах?
У нас получилось, что:
— не поехали бы 76,2% респондентов;
— поехали бы 22,8%;
— затруднился с ответом 1%.
Мы также поинтересовались у москвичей, для чего, с их точки зрения задуман проект Большой Москвы. Самое популярное мнение – чтобы строить новое жилье: «говорят, что построят много дешевого жилья, будет как за границей»; «чтобы появились новые территории для строительства»; «чтобы построить дома, расселить людей»; «в Москве строить больше негде». Следующая популярная точка зрения – чтобы разгрузить Москву от избытка населяющего ее народа: «все не помещаются»; «а вам сейчас не тесно в Москве? Вот для этого и делают»; «расширить Москву, в Москве очень много живет».
Люди напомнили нам, что власти ищут место для правительственных учреждений: «чтобы офисные работники уехали из центра»; «чтобы перенести туда административные здания», но делается это, по мнению некоторых респондентов, ради спасения исторического центра Москвы: «чтобы освободить центр Москвы. Он представляет историческую ценность, и там дорогая земля». Высказывалась также версия об избавлении от пробок: «чтобы разгрузить транспортные потоки»; «для улучшения дорог, решения проблем пробок»; «чтобы облегчить движение, разгрузить Москву». И еще одна догадка – отправить в Большую Москву малоимущих и очередников: «туда переселят более малообеспеченных, а центр отдадут под дорогие проекты»; «чтобы расселить центр, расселить коренных москвичей из их элитного жилья. Я коренная москвичка у меня трое детей, я 20 лет стояла в очереди на квартиру и нам дали в Люберцах, так как сказали, что центр — это не про вас». Следующая гипотеза: чтобы иметь доход от продажи земель, которые получили статус московских: «земля — это самое дорогое что есть, что не надо производить, можно с молотка пустить»; «земля в Москве дороже, теперь эти земли станут московскими». И, наконец, последнее предположение – чтобы «распилить» деньги, которые будут туда вкладываться: «это чьи-то интересы, наверное, у Москвы много денег»; «это для вложения денег наших чиновников»; «чтобы срубить большие деньги».
Также было много ответов «не знаю», но с негативным подтекстом: «если бы Москва была в прежнем виде, нам не нужны были все эти аппендиксы»; «думаю, этого никто не знает»; «я не понимаю этого, я считаю, что Москва не может иметь такой облик»; «нам — низам, верхов не понять»; «трудно сказать, не знаю. Овчинка выделки не стоит, столько денег вбухают». И еще в выборку попали люди, которые в силу своей профессиональной принадлежности, занимаются Большой Москвой: «Я работаю в этой области, это сложно, это целые проекты. Все не расскажешь».
А теперь подведем итоги опроса и попробуем сделать кое-какие выводы. В том, что проект Большой Москвы будет воплощен именно с точки зрения современной инфраструктуры (построят новые дороги, реконструируют существующие, проложат метро, возведут социальные и культурные объекты) убеждены более половины участников опроса. Однако поехало бы жить туда чуть менее четверти опрошенных, — кстати, неплохой результат для проекта, который даже еще не начал реализовываться.
Когда же в конце исследования людям задали вопрос, — для чего, с их точки зрения затевается проект «Большая Москва», то ответы тематически разделились на две неравные части. Большинство опрошенных считают, что власти преследуют градостроительные цели: это возведение нового жилья, разгрузка Москвы, поиск места для правительственных учреждений, борьба с пробками и переселение очередников. Менее популярными оказались гипотезы, авторы которых предположили, что истинная цель строительства Большой Москвы – нажива: за счет продажи земли, которая станет более дорогой, а также «распила» средств, которые будут направлены на данную программу.
Вывод: проект будет скорее реализован, считают граждане, и даже скептики предполагают, — что-то власти да сделают. Другое дело, каким окажется результат, — удастся ли, по сути, построить новый, удобный для жизни и работы город, или это будет нечто иное. В целом граждане признают за властями способность справиться с масштабными проектами, хотя критика в их адрес, в данном случае настойчиво присутствовала, но не доминировала. Москвичи скорее склонны считать так, — расширение столицы преследует благую цель, при этом они отмечали трудоемкость этого проекта и с точки зрения временных затрат и денежных вложений. Но не могли не заметить, что кто-то обязательно нагреет руки на этой стройке века.