Э.Тиктинский отметил, что «за 5 лет нацпроект стал важным ориентиром государственной политики, в результате чего произошел ряд существенных перемен в строительной и социальной сферах. Дальнейшее развитие проекта возможно при наличии больших объёмов земли, обеспеченной инженерией и соцкультбытом».
Про землю. Проекты комплексного освоения территорий (КОТ) – новая рыночная тенденция, и по мнению президента Холдинга RBI, КОТ – это не обязательно проекты на окраинах города и за его административными границами. В Петербурге нужно использовать обе эти возможности, еще раз проанализировав стимулы для вывода промпредприятий из центра города. Как вариант — рассмотреть комплекс мероприятий как в области управления налоговой политикой, так и в части требования к предприятиям по сокращению санитарно-защитных зон (СЗЗ).
Эдуард Тиктинский отметил: «Мы предлагаем дополнить нормы, существующие сегодня в ПЗиЗ, а именно:
1. Признать предприятия, расположенные в жилых и деловых зонах и распространяющие свои СЗЗ за границы их участков – не соответствующими градрегламентам, а также обязать их к определенному сроку окончательно установить СЗЗ по границам своих участков;
2. Обязать предприятия, расположенные в жилых и деловых зонах, и желающие выполнить ремонт или модернизацию – одновременно с проектированием таких мероприятий разрабатывать проект и устанавливать СЗЗ по границам этих предприятий, не далее;
3. Обязать Роспотребнадзор контролировать соблюдение градрегламентов предприятиями в части установления ими СЗЗ по границам этих предприятий».
Про соцкультбыт. Финансирование строительства объектов соцкультбыта — серьезное обременение для застройщиков. Один из выходов — механизм частно-государственного партнерства, где интересантом мог бы быть финансовый инвестор, имеющий доступ к длинным и дешевым деньгам. Город мог бы формировать лоты по строительству объектов соцкультбыта и продавать право на их финансирование на тендере, разыгрывая максимальный срок окупаемости, приемлемый для инвестора. Чтобы это стало возможным, такие проекты нужно продвигать среди иностранных инвесторов на road-show по аналогии с ЗСД, Орловским тоннелем и Пулково-3. «Интерес к подобному партнерству у западных коллег есть, — упомянул в сообщении Э.Тиктинский. — Это и специализирующиеся на такого рода операциях инвесторы, и скандинавские компании, инвестирующие в жилье с целью его последующей сдачи в аренду. Для них при заданной доходности, сдавать в аренду детские сады такому надежному плательщику, как город, будет не менее интересно, чем сдавать квартиры частным клиентам».
Решением ситуации по финансированию инженерии, по мнению главы Холдинга RBI, могло бы быть тройственное партнёрство между городом, сетевой компанией-монополистом и финансовым инвестором. Очевидно, что нашлось бы много инвесторов, готовых вложить средства в инженерную инфраструктуру с гарантированной, например, 10-летней отдачей. Город со своей стороны должен был бы прогарантировать инвестиционную составляющую тарифа на период инвестиций.
«Доступность жилья – это не только невысокая его цена, но и экономичная эксплуатация. Здесь серьезный ресурс – энергоэффективность, но покупатели очень чувствительны к вопросам цены, и реализация подобных решений должна быть обязательной для любого Застройщика. Невозможно рассчитывать, чтобы при росте себестоимости строительства на 10-15% и при доходности в 10%, Застройщик бы добровольно повысил требования по энергоэффективности в проекте. Нужны разработанные нормативы, которые создадут базу для реализации этой инициативы на государственном уровне», — подытожил свое сообщение Эдуард Тиктинский.