Информация

Эксперты: Новые центры Петербурга формируются не централизованно

По мнению участников круглого стола, что новые центры формируются в основном хаотично, вне единой стратегии развития города. Главную причину такой разобщенности эксперты видят в отсутствии механизмов для обсуждения и продуктивного взаимодействия групп девелоперов и государства, что необходимо для реализации крупных проектов.

В начале дискуссии все участники единодушно согласились, что процесс децентрализации Санкт-Петербурга стремительно набирает обороты, и можно смело говорить о новых центрах города. Среди наиболее заметных Виктор Полищук, начальник управления градостроительных обоснований развития города Комитета по градостроительству и архитектуре, выделил деловую зону «Ленэкспо», которая принимает крупные международные форумы уровня G20, аэропорт Пулково, где по примеру крупнейших международных столиц формируется деловая зона.

Антон Финогенов, генеральный директор ООО «ИТП «Урбаника» добавил к списку новых центров крупнейшие выездные направления — Пулковское шоссе, Мурманское шоссе, зону Парнас, Приозерское шоссе. Здесь, по словам эксперта, формируются новые торгово-рекреационные зоны. При этом проблему спикер видит не в том, формируются ли новые центры (ответ на этот вопрос утвердительный), а в том, в нужном ли направлении они формируются. Лидирующую роль государства в этом процессе Антон Финогенов поставил под сомнение, заметив: «Если есть рынок, то что-то происходит. Если его нет, никакие государственные инициативы не будут реализованы».

Многообразие и разобщенность новых центров признал и Виктор Полищук. «Сегодня действует огромное количество девелоперских групп, но нет ни одного крупного девелоперского проекта, — согласился эксперт. — Каждый собственник на своей земле строит штучные объекты, при этом не решаются вопросы транспорта, сетей и пр. И никто эти девелоперские пакеты не оптимизирует». Спикер признал, что задача координировать этот процесс — в компетенции города. Но регулировать отдельные девелоперские группы, которые строят на частной земле, невозможно. В итоге градостроительного результата нет.

Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь» поддержал эту мысль: «Сегодня, к сожалению, отсутствует координация по развитию новых центров города. Мы видим, что они формируются, понимаем логику и факторы, которые влияют на это развитие. Реализация конкретных проектов демонстрирует что-то близкое к хаосу, анархичности. Собственно, отдельные центры развиваются сами по себе, — отметил эксперт. — Нам необходим механизм, который позволяет договариваться и учитывать интересы разных групп. Развитие новых центров — это живой организм, если мы его загоним в жесткие рамки, он вырастет кривым, если он будет развиваться без этих рамок, он вырастет хаотично, результат будет неудачным. Нам требуется механизм взаимодействия, площадки для диалога».

Участники дискуссии одним из вариантов нового централизованного и цивилизованного девелопмента назвали комплексное освоение территорий, когда компания берт участок, ведет инженерную подготовку, потом привлекает подрядчика. Но создать новый центр города одному девелоперу, все же, не под силу.

Комплексное решение проблемы упорядоченного формирования новых центров вызвались найти создатели «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года». Об основных принципах территориального планирования, которые будут заложены в ней, рассказал Леонид Ивановский, профессор, руководитель направления управленческого консультирования ООО «БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ», который по заказу государства ведет эту часть глобального планирования. «Стратегия предполагает создание в городе 6-ти зон экономического развития, — рассказал Леонид Ивановский. — В каждой из этих зон присутствует 8 элементов, необходимых, чтобы ареал жизнедеятельности людей находился в ее границах. Среди этих элементов: определённое количество жилой площади, рабочих мест, мест для отдыха, и т.д. В каждой из 6-ти зон все эти условия создать можно, в разной степени приближенные к идеалу».

В ходе дискуссии выяснилось, что данная амбициозная градостроительная инициатива реализуется без участия Комитета по градостроительству и архитектуре. Виктор Полищук, перефразировав классика, заметил, что народное градостроительство, вероятно, скоро вытеснить профессиональное. Разобщенность государственных структур в части формирования градостроительной стратегии вызывает сомнения в перспективах найти единый механизм взаимодействия между всеми заинтересованными участниками для управляемого создания новых центров города.

Опыт показывает, что пока градостроительный процесс регулируется скорее рынком. При этом девелопмент ждет от государства понятных правил игры и возможность стать частью крупных проектов. «Мы занимались уплотнительной застройкой и говорили, как это плохо, — рассказал Арсений Васильев. — С большим трудом через какое-то время мы сделали шаг в сторону КОТ, где уже может быть решена проблема парковок, выделено место под социальную инфраструктуру, осуществлено благоустройство. Но получили уровень проблем большего порядка. Сегодня очевидно, что необходимо переходить от решения проблем кварталов к комплексному строительству новых центров города. Этот шаг напрашивается. И хочется застать его реализацию».

 

 

Добавить комментарий