В «круглом столе» приняли участие представители Государственной Думы РФ, Минрегиона России, Минэкономразвития РФ, МЧС России, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Национального объединения проектировщиков, общественных организаций, а также представители страховых компаний, строительных СРО и некоммерческих партнерств в сфере пожарной безопасности.
На обсуждение был вынесен Проект федерального закона № 305620-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности». Законопроект подготовлен ко второму чтению в Государственной Думе. Вместе с тем от Минрегиона и Минэкономразвития на данный законопроект даны отрицательные заключения.
Напомним, до сих пор по этому вопросу было проведено одно согласительное совещание, однако взаимоприемлемого решения по подготовке предложений по вопросу саморегулирования в области пожарной безопасности принято не было.
Виктор Опекунов изложил участникам мероприятия позицию Национального объединения строителей в отношении положений законопроекта. По мнению НОСТРОЙ, принятие законопроекта в предлагаемом варианте приведет к двойному законодательному регулированию сферы саморегулирования в области строительства. Кроме того, законопроект не содержит исключений из требования обязательного членства в саморегулируемой организации в области пожарной безопасности в зависимости от возводимых объектов. Представляется, что строительным компаниям, специализирующимся на строительстве индивидуальных жилых домов, придётся вступать в саморегулируемые организации в области пожарной безопасности.
Из представители рабочей группы разработчиков законопроекта в поддержку законопроекта выступили Марина Блудян, член совета директоров Общественной организации «Союз участников потребительского рынка», начальник управления обеспечения надзорной деятельности МЧС России Александр Лукашевич. По их мнению, лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не отменено. По данным МЧС, которые привела Марина Блудян, из 47 тыс. компаний, которым были выданы лицензии на деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, только 1,5% вступили в действующие строительные СРО.
Заместитель директора Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона Марианна Самсонова напомнила присутствующим о том, что все решения должны приниматься, в первую очередь, с учетом интересов хозяйствующих субъектов. Минрегион России поддерживает позицию НОСТРОЙ в отношении недопустимости двойного саморегулирования и дополнительной финансовой нагрузки на , сообщила Марианна Самсонова.
Первый заместитель руководителя НОСТРОЙ Кирилл Холопик пояснил участникам «круглого стола», что в настоящий момент, в рамках внедрения в строительной сфере системы аттестации, разработан вопросник по общестроительным работам, который в обязательном порядке включает проверку знаний о требованиях пожарной безопасности. Кроме того, в НОСТРОЙ разрабатываются стандарты по большинству видов работ в области строительства, они касаются, в том числе, работ в области пожарной безопасности. Таким образом, в случае пересечения сфер саморегулирования велика вероятность того, что возникнут двойные стандарты и двойные требования к кадрам.
С критикой в отношении предлагаемого законопроекта также выступил Альберт Маршев, советник руководителя НОСТРОЙ, президент Ассоциации предприятий архитектурно-строительного и коммунального комплекса «АСКОМ».
По общему мнению участников круглого стола в отношении критериев разграничения сфер саморегулирования в строительстве и пожарной безопасности необходимо выработать консолидированное решение. Присутствующие обсудили возможность использования уведомительного порядка для строительных СРО в отношении МЧС.
Итогом встречи стало решение о создании рабочей группы для разработки проекта поправок в законопроект.