Информация

Уйдет ли государство с рынка ЖКХ?

Рынок услуг ЖКХ постоянно находится на грани. Конфликтам между участниками этой сферы городской жизни давно уже стали привычным явлением. По статистике, более половины россиян не удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Почти каждый третий гражданин оценивает положение дел как «плохое». Основные претензии, конечно, предъявляются к ремонтным работам, а вернее к их отсутствию. К слову, управляющим компаниям есть, что ответить на подобные заявления со стороны граждан. Представители УК парируют: жильцы часто не придают должного значения выполнению работ, связанных с необходимым поддержанием внутренних коммуникаций. А их профилактика и ремонт, между тем, «съедает» значительную часть бюджета. Починить все и сразу попросту невозможно. Нынешние тарифы не позволяют обеспечить финансирование в необходимом объеме, так как на 70% состоят из платежей естественным монополистам.

Уйти нельзя остаться

Каково же должно быть участие государства в сфере ЖКХ? В оценке необходимой степени присутствия стороны расходятся. К примеру, в Жилищном комитете уверены, что контроль за деятельностью управляющих организаций должен быть. Более того, руководители компаний должны нести персональную ответственность за деятельность предприятия. Вместе с тем, это должны быть рыночные отношения со здоровой конкуренцией. А россияне должны иметь возможность выбирать не только компании, но и условия оказания коммунальных услуг.

Представители бизнеса, напротив, считают, что государство должно уйти из отрасли полностью. Только в этом случае можно будет говорить о прозрачных и понятных правилах игры.

Заявление о том, что государство должно покинуть рынок ЖКХ делалось уже неоднократно. В очередной раз об этом напомнили на «круглом» столе «Сфера ЖКХ: лакомый кусок или малорентабельный бизнес?», который состоялся в Агентстве Бизнес Новостей, участники, которого обратили внимание на то, что Владимир Путин уже несколько лет назад поставил цель вывести государство с рынка жилищно-коммунального хозяйства. Однако его роль в отрасли до сих пор велика. В Петербурге по подсчетам городского правительства более 22 тыс. многоквартирных домов. При этом ЖСК и УК в совокупности управляют 81% жилого фонда. На долю частных управляющих компаний, не контролируемых напрямую государством, приходится порядка 20% рынка.

Однако возникает вопрос, готов ли сегодня рынок к самостоятельной работе частных управляющих компаний. Достаточно ли на рынке структур для здоровой конкуренции и ресурсов для того, чтобы справиться с накопленными за многие годы жилищно-коммунальными проблемами: существенным отставанием темпов обновления жилого фонда, отсутствием стандартов работы, нехваткой профессионального кадрового состава.

Чем мешает государство рынку ЖКХ?

Представители УК, участвующие в обсуждении сетовали, что в отрасли велика роль коррупционной составляющей и не редки случаи лоббирования интересов компаний с участием государства со стороны ответственных чиновников. Государство, по словам бизнесменов, постоянно вмешивается в отношения между игроками на рынке, что не позволяет установить прозрачные правила игры. Председатель Совета ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Евгений Пургин приводит пример: компании с госучастием чаще получают государственные контракты и различного рода субсидии. «О том, что частные и государственные компании находятся в неравноправном положении можно судить хотя бы по искам в арбитражах. Как правило, госпредприятия защищает как минимум заместитель прокурора», – отмечает Евгений Пургин.

Все на равных

По словам начальника управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Санкт-Петербурга Дениса Шабурова, условия для работы на рынке ЖКХ совершенно равные как для частных УК, так и для ЖСК. И те, и другие являются самостоятельными юридическими лицами, коммерческими организациями, которые оказывают услуги в сфере ЖКХ. Впрочем, в Жилищном комитете добавляют, что ЖКС более «контролируемы» государством.

Для «внедрения конкурентных отношений» в сфере управления многоквартирными домами три года назад Фонд имущества Петербурга продал частным инвесторам 80% долей шести ЖКС. Однако результаты оказались хуже, чем те, на которые рассчитывали организаторы торгов. «Такое реформирование не принесло ожидаемых результатов. Увеличилось количество обращений от граждан в переданных домах. Во многих ЖКС произошло сокращение штатной численности сотрудников, хотя в настоящее время и без того наблюдается острый дефицит сотрудников», – подводят итоги эксперимента в Смольном.

Между тем, пока государственные и частные структуры делят рынок ЖКХ, потребителям приходится в каждом конкретном случае выбирать меньшее из зол. Хотя, возможно, в скором будущем в России может сформироваться слой активных собственников жилья, которые смогут повысить эффективность управления многоквартирными домами. И в результате их действий неквалифицированные игроки будут вынуждены покинуть рынок.

Марина Акатова,

Добавить комментарий