«Это второй живописный занавес, смонтированный в театре. Несколько недель назад в театре был установлен живописный поднимающийся холст «Въезд Минина и Пожарского в Москву», — отметил представитель генерального подрядчика.
«Золотой» занавес, ставший одним из символов Большого театра, появился в 1955 году. Его создал по эскизам Федора Федоровского известный художник-график Михаил Петровский. Он заменил прежний занавес с многократно повторяющимися в орнаменте революционными датами: 1871 — год Парижской коммуны, 1905 — год первой русской революции и 1917 — год октябрьской революции. На обновленном занавесе 1955 года был изображен стяг с надписью «СССР». Рисунок, длиной 1,5 метра и шириной 3 метра, повторялся на гобелене 26 раз. Общая площадь занавеса составляла почти 500 квадратных метров, а весил он более тонны.
В девяностых годах ХХ века был соткан еще один «золотой» занавес. Эскизы Федоровского были переосмыслены художником Сергеем Бархиным в соответствии с требованиями времени. Вариант рисунка занавеса повторял основные элементы композиции предыдущего занавеса.
Проведенное в 2006 году исследование занавеса и кулис выявило многочисленные утраты и дефекты. Ткани были сильно изношены, кисти и бахрома имели значительные утраты, а элементы в оформлении сцены не представляли стилевого и художественного единства. Из-за своей ветхости они не подлежали реставрации и требовали замены.
Поэтому в рамках проекта реставрации было решено воссоздать заново основной занавес Большого театра. Перед мастерами была поставлена задача соткать гобелен с золотой нитью на подкладке из штофа с несколькими слоями звукопоглощающей ткани внутри. Создание ткани было доверено компании Rubelli, входящей в тройку лучших мировых производителей декоративных тканей.
Ткань имитирует натуральный шелк, но при этом является современным негорючим материалом. Каждая нить соединена с металлической фольгой с золотым покрытием. Такое сочетание создает эффект объема изображения и придает ткани торжественный вид. Художники по тканям обеспечили точное колористическое соответствие нитей образцам тканей занавеса 1955 года.
«Через два дня в Зрительном зале пройдет сбор труппы Большого театра. Артисты смогут увидеть отреставрированные интерьеры здания, в том числе обновленный «золотой» занавес, и оценить кропотливую работу реставраторов», — подчеркнул Михаил Сидоров.
Главный занавес состоит из трех частей, поэтому он сможет открываться по трем классическим схемам: немецкой как подъемно-опускной занавес, греческой как раздвижной занавес и наиболее эффектной итальянской — по диагонали. За главным занавесом будет традиционно установлен акустический занавес, который приглушает рабочий шум за закрытым главным занавесом во время перемен декораций. Здесь же смогут размещаться прозрачные тюлевые занавеси, так часто используемые художниками.