Информация

В МФК могут появиться апартаменты

Как отмечает управляющий директор PM NAI Becar в Санкт-Петербурге Наталья Скаландис, в последнее время собственники стали более активно рассматривать реконцепцию своих объектов, пытаясь добавить в них элементы ноу-хау. «Иногда это выглядит довольно странно, поскольку девелоперы пытаются совместить, казалось бы, вполне понятные вещи, например, торговую, офисную, оздоровительную (фитнес, SPA), развлекательную составляющую, но с точки зрения концепции, не согласующиеся друг с другом. Важно, что выбор каждой функции был оправданным, поскольку иначе объект все равно не будет востребован», — поясняет Наталья Скаландис.

Директор департамента маркетинга и консалтинга NAI Becar в Санкт-Петербурге Ольга Шарыгина отмечает, что примерное процентное соотношение по функциям может быть следующим: торговая — якорные арендаторы 20-25%, галерейные арендаторы — 10-20%, детская — 1-5%, развлекательная — 5-10%, кино — 20%, спорт, фитнес — 15%, офисы — 10%, ледовый каток — 1-2%». Новой и потенциально интересной функцией в Петербурге станут апартаменты, которые присутствуют, например, во многих успешных МФК в Москве.

По мнению экспертов, одним из важных моментов является то, кто и как будет в дальнейшем работать с объектом, ведь для успешного функционирования МФК собственнику необходимо собрать на одной площадке специалистов по разным типам недвижимости. Вопросом остается, например, выбор управляющей компании. Наталья Скаландис подчеркивает, что нужно привлекать компанию, у которой в структуре есть профильные направления. Если же собственник решает привлечь несколько УК, то он должен понимать, что в этом случае нужно будет разработать единые правила работы. Например, заранее оговорить, каким образом в торговые помещения завозят товар? Когда можно делать ремонт в офисах? Через какой вход завозят свои товары складские помещения?

«Если в МФК станут появляться апартаменты, то очень важно будет привлечь УК, специализирующуюся на такой недвижимости, — говорят в NAI Becar. — На опыте управления комплексом апартаментов VERTICAL мы можем сказать, что компании, не знакомой со спецификой этого сегмента, будет сложно предоставить необходимое качество услуг. Ответы на эти и многие другие вопросы позволят правильно организовать логистику и потоки людей».

Коммерческий директор телекоммуникационной компании «Миран» Вячеслав Волков добавляет, что собственникам имеет смысл более тщательно прорабатывать концепцию предоставления услуг связи на своей территории. Важно вносить в проект слаботочных сетей здания такие поправки, которые позволят в дальнейшем не терять контроль за услугами в здании, ничего не перестраивать или переделывать на ходу. Такие консультации всегда даст любой оператор. «Наиболее управляемая ситуация у тех собственников, у которых внутренняя проводка в здании принадлежит им. Также есть смысл требовать от операторов резервирования своих каналов, причем не только физически, но и логически, чтобы в случае аварии на кабеле здание не оставалось без связи, — подчеркивает г-н Волков. — В случае с МФК собственникам есть смысл обратить свое внимание на дата-центры, где уже сосредоточено большое количество операторов, каждый из которых силен в какой либо сфере оказания услуг (деловой или развлекательной), и нет нужды ограничивать своих арендаторов в выборе оператора. Достаточно организовать канал связи от своего здания до дата-центра».

Рынок коммерческой недвижимости в настоящий момент остается рынком арендатора, и крупные компании продолжают рассматривать те объекты, в которых предполагается наибольший набор услуг и функций. Эксперты NAI Becar подчеркивают, что в случае грамотно проработанной концепции МФК может стать центром притяжения большой части населения из ближайших районов, поскольку люди смогут получать в одном месте сразу несколько услуг. Также новым трендом станет жизнь рядом с работой, к которой уже пришли москвичи, покупающие апартаменты в комплексах, где располагается их офис.

 

 

Добавить комментарий