В ходе сессии руководитель департамента по работе с клиентами компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Ольга Збруева выступила модератором темы «Конфликтные ситуации между якорем и собственником торгового центра».
Наиболее актуальным в процессе обсуждения оказался вопрос возможности влияния собственника торгового центра на операционную деятельность «якорного» арендатора, в частности продуктового супермаркета.
По словам управляющего директора Origin Capital (УК ТЦ «Алфавит» в Северном Бутово) Сергея Богданчикова, стороны должны подписывать договор аренды, разработанный собственником объекта. От также отметил, что в документе необходимо детально прописать обязанности арендатора и его ответственность за их неудовлетворительное исполнение, в том числе в случае некачественной работы супермаркета (нарушение режима работы магазина, простаивание части касс в часы «пик», наличие неполной продуктовой матрицы, просроченного товара и т.д.). Такой договор аренды гарантирует собственнику торгового центра возможность влияния на арендатора и получение компенсации упущенной выгоды в результате сокращения покупательского потока по вине «якоря».
В сою очередь, директор регионального развития торговой сети «Перекресток» компании X5 Retail Group Юрий Лосев отметил, что, как показывает практика, все нюансы долгосрочного взаимодействия партнеров — собственника и арендатора — прописать в договоре невозможно. Сделать его отвечающим «на все случаи жизни» не получится. Оператор лично заинтересован в том, чтобы каждый его супермаркет приносил прибыль. Поэтому, например, в компании X5 Retail Group действует множество программ лояльности, как общих брендовых, так и по конкретным торговым точкам. К тому же низкая доходность супермаркета и торгового центра в целом бывает не только по вине «якоря». На рынке много примеров, когда собственник объекта изначально переоценивает концепцию проекта, реализует его без учета требований реалий рынка — конкуренции, спроса и пр. — потом сам же и страдает от этого. Например, в случае строительства рядом с действующим торговым центром нового, более крупного объекта с лучшим составом арендаторов не только обострит конкуренцию, но и может «убить» более мелкий проект. Поэтому Юрий Лосев предпочитает подписывать договор аренды компании X5 Retail Group. Он проверен временем, многолетним опытом работы с сотнями торговых объектов.
В конце битвы оба участника признали, что профессионалы рынка в любой ситуации, даже очень сложной, за столом переговоров найдут оптимальное для всех решение. По словам Юрия Лосева, даже в условиях кризиса ни по одному из магазинов компании договор аренды не был расторгнут из-за того, что стороны не смогли прийти к компромиссу.