В ближайшее время документ будет выставлен на общественные слушания. Почему тарифы на коммунальные услуги непрозрачны, некачественны, защищают интересы монополистов, а не собственников и нанимателей жилья? Потому что в правовую цепь договорных отношений между поставщиками энергии и управляющими организациями не включены мы, рядовые потребители энергоресурсов, говорили участники дискуссии.
«Собственника жилья сегодня раздевают: мы не знаем, за что мы платим. Рядовой потребитель не имеет возможности проверить, что именно монополисты включают в расходы», — городские парламентарии Елена Бабич, Игорь Риммер и Александр Ольховский консолидированно высказались за создание в Петербурге системы прозрачного формирования тарифов.
В тоже время авторы — разработчики нового договора с поставщиками энергоресурсов уверяют, закон стоит на стороне потребителей. ТСЖ/ЖСК/управляющие компании наделены правом от имени собственника заключать договор на поставку коммунального ресурса, но не делают этого. Новый договор, разработанный в НП «Оккервиль» раскрывает механизм предоставления коммунальных услуг и одновременно механизм административно-юридической защиты граждан. В документе раскрыты права и обязанности, как получателя, так и поставщика коммунального ресурса, порядок определения его количества и качества, формулы определения цены и расчета платы за поставку услуг, говорит руководитель группы — разработчиков документа, председатель СРО в сфере управления многоквартирными домами НП «Оккервиль» Елена Панина.
Наиболее ощутимой болевой точкой в отношениях получателей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций участники круглого стола назвали отсутствие реального механизма перерасчета платы в пользу собственника жилья в случае поставки ему коммунального ресурса ненадлежащего качества (воды, тепла, электроэнергии).
Законодательство позволяет заключение договора о предоставлении коммунальных услуг между собственником жилья и ресурсоснабжающей организацией, однако практики такой в России не существует. Договоры заключаются между ТСЖ, ЖСК или Управляющей компанией и организацией-поставщиком коммунального ресурса. В правовых отношениях отсутствует физическое лицо — заказчик и потребитель услуг, что делает собственника жилья уязвимым перед монополистом, говорит один из авторов нового документа Игорь Михайлов.
Как рассказала Е.Панина, в феврале 2011 года новый договор начали внедрять некоторые ТСЖ и ЖСК Красногвардейского и Невского районов Петербурга — члены СРО НП «Оккервиль». Жителям предложили ознакомиться с текстом договора и принять решение: заключать такой договор или нет. В случае заключения договора собственник жилья, по словам Елены Паниной,- может сэкономить до 1, 5 тыс. рублей в месяц на коммунальных платежах.
Е. Панина привела такой пример. Специалисты «Оккервиля» проанализировали оплату за поставку тепла за 2 года в одном из домов на Ириновском проспекте . За этот срок ГУП ТЭК выставил счета на 20 млн. рублей. Согласно тарифам для физических лиц, эта цифра не должна превышать 11 млн. Но и она завышена, так как завышены сами тарифы. Фактически сумма должна составлять немногим более 5 млн. рублей.
Член правления НП «Оккервиль» Игорь Михайлов показал на цифрах, какие «хитрости» есть в оплате за тепло. Сегодня тариф для физлица за гигакалорию — 1050 руб., причем в него уже включен НДС. Но поставщик заключает договор с управляющими организациями, которые являются юрлицами. И поскольку прямого договора с физическим лицом нет, монополист выставляет в адрес управляющей организации тариф для юрлица — 1070 руб. плюс 18% НДС, т.е. 1262 руб. 66 коп. При этом, пояснил И. Михайлов, управляющая организация выставляет тариф нам, как для физлица. А сама остается в долгу у монополиста, и долг постоянно растет. Следующие платежи монополист уже берет в счет погашения долга.
«Чтобы покрыть образовавшиеся ножницы в 200 рублей, нам морочат голову, что тариф распределили на 12 месяцев. В Петербурге отопительный период — 8 месяцев, а мы платим круглый год. Но и этих денег не хватает. И тогда город находит какие-то схемы, чтобы погасить брешь за счет бюджета,- сказал И. Михайлов.
Обсуждая документ, призванный защитить рядовых потребителей коммунальных услуг от монополистов, участники дискуссии согласились: он должен пройти общественные слушания.
Так, по оценке юриста, госсоветника Санкт-Петербурга 2-го класса Ольги Покровской, приславшей письменный отзыв на документ, предлагаемая форма договора содержит некоторые спорные положения нормативным правовым актам РФ.
Юрист, эксперт по защите прав потребителей в сфере ЖКХ Николай Тямшанский, считает, что документ составлен таким образом, что может стать хорошим пособием для потребителя в осваивании механизма защиты своих прав. Однако говорить о действенности этого документа можно будет только после наработки убедительной судебной практики.
Депутаты Заксобрания Петербурга пообещали в апреле вынести документ на обсуждение общественности.
В дискуссии приняли участие:
Бабич Е.В., Риммер И.С, Ольховский А.С. — депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга;
Панина Е.Н. — кандидат экономических наук, председатель правления СРО НП «Оккервиль», автор-разработчик формы Договора комплексного предоставления коммунальных услуг;
Михайлов И.П. — президент Ассоциации организаций, регулирующих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности «Человек. Общество. Право», автор-разработчик формы Договора комплексного предоставления коммунальных услуг;
Тямшанский Н.Б. — юрист, эксперт по защите прав потребителей в сфере ЖКХ.