Специалистам, приступившим в июне прошлого года к восстановлению живописного полотна, пришлось проделать значительную работу. Для восстановления акустических свойств деки со стороны холста была проведена полная очистка от старых слоев клея и шпаклевки, вместе с тщательной шлифовкой и заделкой швов между щитами, на которые потом было наклеено живописное полотно.
Параллельно мастера укрепляли красочный слой плафона, устраняли коробления холста в местах провисаний и прорывов. Были удалены реставрационные вставки холста на фоновых частях композиций с изображениями муз. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями специального защитного лака. Для придания холсту влагостойкости на покрытую лаком поверхность нанесен финальный слой лака с добавление воска.
«В конце февраля восстановление живописи плафона было завершено. Специально созданная комиссия с участием представителей Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), Комитета по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие) приняла работу, высоко оценив качество проведенной реставрации. Таким образом, мы можем говорить об окончании очередного важного этапа восстановления исторических интерьеров Большого театра», — отметил Михаил Сидоров.
История прежних многочисленных реставраций плафона — прекрасная иллюстрация непростой судьбы здания Государственного академического Большого театра, неразрывно связанной с многочисленными переделками и реконструкциями. По замыслу Альберта Кавоса, который руководил в 1853-1856 годах восстановлением сгоревшего Большого театра, в центральной части потолка зрительного зала было сделано отверстие, служившее для вытяжки дыма и копоти от свечей и масляных ламп. Через него зимой в помещение проникал холодный воздух, а летом на живописном холсте скапливалась влага. Не удивительно, что первую реставрацию росписей «Аполлон и музы» пришлось сделать всего через несколько лет после открытия театра.
В ходе одной из таких реставраций, приуроченной к торжествам по случаю помазания на царство Николая II, часть этих росписей была переписана художниками в модном стиле модерн.
Позднее, когда в 30-х годах XX века в театре установили приточно-вытяжную вентиляцию, в Зрительном зале резко изменился микроклимат. Последовавшие после этого попытки отреставрировать плафон, который стал стремительно разрушаться, привели к противоположному результату, так как проводились без предварительных исследований и, что самое главное, не устраняли самих причин деформации плафона. В 1939 году эксперты, которые обследовали плафон «Аполлон и музы», пришли к неутешительному выводу — его живопись пришла в совершенную негодность. Поэтому в начале 40-х годов встал вопрос о полной замене плафона на новые росписи.
Советское правительство приняло решение заменить полотна с античными мотивами на более идеологически выверенные. Но начавшаяся война не позволила реализовать проект.
Осенью и зимой 1941 года, когда шли бои под Москвой, братья Александр и Павел Корины провели кропотливую реставрацию живописного холста. Вместе с ними восстановлением «Аполлона и муз» занимался известный художник и искусствовед Игорь Грабарь. Реставрация велась в сложнейших условиях, часто при низкой температуре. Несмотря на трудности военного времени реставрация плафона была проведена столь качественно, что живопись в течение последующих 17 лет находилась в хорошем состоянии. Но вместе с тем основные причины деформации холста — губительный для росписей микроклимат — удалось устранить только в 1958 году, когда Большой театр был оснащен системой кондиционирования. После этого под руководством Павла Корина была проведена повторная реставрация плафона на основе прежней методики.
Последний раз реставрационные работы живописи плафона Зрительного зала Большого театра проводились к 200-летнему юбилею театра в 1975 году.
За прошедшие тридцать лет плафон сильно обветшал. Проведенное в 2009 году натурное обследование показало, что состояние живописи находится в неудовлетворительном состоянии. Были обнаружены многочисленные вздутия и шелушение красочного слоя. Фоновой холст вокруг фигур муз и Аполлона был вырезан и заменен на новый в процессе предыдущих реставраций. Были видны поздние шпатлевки, которые местами лежали поверх холста. На красочном слое наблюдались поверхностные загрязнения в виде копоти и пыли.