На 2016 год в Петербурге запланирован ввод всего двух новых торговых центров. Это суперрегиональный проект «Охта Молл» компании SRV арендопригодной площадью 78 тыс. м2 и вторая очередь районного ТЦ «Порт Находа» компании Fort Group арендопригодной площадью 10,9 тыс. м2. Таким образом, объем ввода торговых площадей в городе составит 88,9 тыс. м2, что в 2 раза выше показателей 2015 года «Остальные объекты качественной торговой недвижимости, которые могут быть построены в 2017-2018 годах и далее, находятся на ранней стадии и сроки их ввода могут быть существенно сдвинуты», — отмечает руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Владислав Фадеев.
Открытие плановых ТЦ ожидается во второй половине года, а в первом квартале не было введено ни одного нового торгового центра или гипермаркета. «Это антирекордный показатель объемов нового строительства на рынке торговой недвижимости», — комментирует руководитель отдела исследований рынка недвижимости Maris в ассоциации с CBRE Наталия Киреева.
Много или мало
На тысячу жителей в Петербурге приходится 575 м2 торговых площадей. «Рынок торгово-развлекательных комплексов Петербурга не такой плотный, как в Москве, но стремится к насыщению», — считает директор департамента рекламы и маркетинга УК «Адамант» Алена Мариничева.
«Исходя из статистики, жители нашего города обеспечены квадратными метрами торговых площадей», — комментирует заместитель коммерческого директора Fort Group Дарья Сизых. При наблюдающемся падении объемов розничной торговли, заявлять новые проекты торговых центров, на первый взгляд, недальновидно.
Однако важен и вопрос качества этих площадей. «Торговых объектов — много, качественных — достаточно ограниченный список, — отмечает Дарья Сизых, — при этом в некоторых частях города современный крупный формат вообще не представлен, и люди вынуждены довольствоваться либо небольшими ТРК вблизи дома, либо ехать за качественным шопингом и отдыхом в другие районы».
Также, отмечает Наталия Киреева, город насыщен типовыми торговыми центрами, и высокий уровень конкуренции приводит к появлению новых форматов в виде аутлет-центров, оптово-розничных парков и реконцепции устаревших проектов. Например, в 2016 году планируется открытие после реконцепции ТЦ «Капитолий» в формате дисконт-центра.
По словам Дарьи Сизых, среди основных факторов привлекательности ТК — концепция объекта, сильный пул операторов, удобство нахождения в комплексе, а также элемент уникальности: уникальные арендаторы, уникальная тематическая площадка, связанная с досугом и развлечениями, или другая уникальная составляющая. Так что возможности для развития качественного ретейла, по мнению участников рынка, в городе все-таки есть.
Экономика проекта
Еще один фактор — возврат инвестиций.
«Около пяти лет назад срок окупаемости ТЦ находился на уровне 7-9 лет, сегодня он вырос в 1,5-2,5 раза», — отмечает директор отдела аренды SRV Наталья Борец. По ее словам, причина не только в экономической ситуации, но и в возрастающей конкуренции при естественном развитии рынка недвижимости. Владислав Фадеев говорит, что рост срока возврата инвестиций связан, в первую очередь, со снижением арендных ставок, особенно при пересчете в валюту.
Девелоперы стремятся снижать издержки. Например, с учетом валютного фактора, за счет импортозамещения стройматериалов. Но, в первую очередь, важен глобальный подход к концепции проекта — необходимо минимизировать ошибки еще на стадии проектирования.
По словам Натальи Борец, это позволит избежать необоснованных трат на избыточный метраж и этажность объекта, который затем будет проблематично сдать, а также затрат на конструктивные элементы, не имеющие достаточного коммерческого или имиджевого обоснования.