Информация

294-й Федеральный закон ставит под угрозу памятники архитектуры Москвы

Скорейшей корректировки требуют действующие нормы закона, препятствующие работе Инспекции Департамента. На сегодняшний день фактически отсутствуют возможности оперативно проводить внеплановые проверки состояния объектов, находящихся в собственности или пользовании организаций, что ставит памятники под угрозу. Инспекторы Департамента не имеют полномочий реагировать незамедлительно при поступлении сигнала о возможном правонарушении.

В соответствии с указанным законом Инспекция Департамента не имеет права проводить внеплановые проверки состояния памятника без согласования с органами Прокуратуры. Для того, чтобы получить согласование, в Прокуратуру необходимо оперативно представить целый комплект документации: заявление, содержащее сведения о наименовании, адресе юридического лица, ИНН, ОГРН, копии распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документов, содержащих основания для проведения внеплановой проверки. Стоит отметить, что в 2010 году Прокуратура города Москвы согласовала лишь одну внеплановую проверку, а в 1 квартале 2011 года и вовсе ни одной.

Что же касается плановых проверок,  то их периодичность строго регламентирована 294-м Федеральным законом – проверка одного объекта культурного наследия может проводиться не чаще одного раза в три года. Проводятся проверки в строгом соответствии с планом проведения проверок, утвержденным Прокуратурой города Москвы и Генеральной прокуратурой РФ. Возможность оперативно внести изменения в план проверок отсутствует.

Как отметил советник Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Николай Переслегин, такой порядок проведения внеплановых проверок в ситуации с охраной объектов культурного наследия нельзя назвать допустимым. «Дело в том, что Федеральный Закон № 294-ФЗ направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок их предпринимательской деятельности. В этой связи довольно странно, что внеплановые проверки Департамента культурного наследия также попадают под юрисдикцию данного закона, ведь предметом проверки в нашем случае является лишь сохранность памятника. Департамент не уполномочен интересоваться иными документами собственника или пользователя объекта и таким образом не нарушает их прав в этом отношении.

По сути, если сейчас мы получим сигнал о том, что разрушают, скажем Дом Пашкова или особняк Рябушинского, формально, мы не будем иметь право отреагировать незамедлительно. Ну а на согласование проверки уйдет несколько дней, к тому моменту проверять уже может быть нечего, так как памятника может уже и не быть.

В настоящий моент качественный контроль за соблюдением законодательства в области сохранения культурного наследия особенно важен, так как вектор градостроительной политики Москвы существенным образом меняется. От необдуманного и несбалансированного нового строительства бы будем переходить к вдумчивой научной реставрации, а также к организации социальных городских простарнств совсем иного качества, нежели раньше.

Яркими примерами такого подхода могут служить, например, такие вновь отреставрированные объекты, как Дом Муравьева-Апостола на Басманной, музей Тропинина, Большой Театр, Дом Соймонова на Дмитровке, Московский планетарий, а также та социальная концепция, на которой основан подход к планирующейся реорганизации Парка Горького в Москве, — там будет произведена качественная научная реставрация и этот известный парк сохранит все лучшее, что в нем есть, обретя при этом актуальную культурную функцию. Мы надеемся, что подобный подход постепенно будет становиться новым трендом.

Эти и другие объекты должны быть защищены. Департамент считает необходимым внести соответствующие поправки в федеральное законодательство», — пояснил официальный представитель Департамента.

 

Добавить комментарий