ХК «Нефрит-Керамика» планирует вложить 750 млн рублей в перепрофилирование своего завода «Петрокерамика». Предприятие вместо кирпича будет выпускать крупноразмерную керамическую плитку (размер — 120 х 360 см). Объемы производства составят 10 млн м2 в год. «Эта базовый размер, из которого можно делать плитку более мелкого формата для широкого применения», — рассказал «ДП» руководитель холдинга Загит Багаутдинов. Работы по перепрофилированию стартуют в 2017 году.
Инвестиции в закупку оборудования составят 500 млн рублей, еще около 250 млн рублей уйдет на строительно-монтажные работы на заводе. В России плитка такого формата не производится, так что проект направлен на импортозамещение, отметил Загит Багаутдинов.
Завод «Петрокерамика» в Тосненском районе Ленобласти был вторым по величине производителем кирпича в Петербурге с объемом производства 60 млн шт. в год (18% петербургского рынка). В конце 2015 года «Петрокерамика» приостановила работу. Причиной стал сниженный спрос на стройматериалы из-за стагнации на строительном рынке и рост себестоимости производства в связи с ростом стоимости перевозки сырья.
ос на эту плитку есть, но невысокий.
«Такая плитка часто делается под камень, укладывается на минимальный шов и смотрится красиво в больших помещениях и на фасадах, — рассказывает Александр Предигер, директор ООО «Керамика Импорт». — Но материал дорогой, его могут позволить при строительстве крупные банки, органы госвласти, дорогие отели или элитные дома». По его словам, есть и технические сложности. Большие форматы не слишком удобны в укладке, для них нужна идеально ровная поверхность. Также затруднена транспортировка: из-за больших размеров каждая плитка фасуется в отдельную коробку.
«В Петербурге такие плиты можно увидеть на фасадах некоторых торгово-развлекательных центров, в облицовке частных домов и загородных коттеджей, — добавляет исполнительный директор АСН Наталья Скороходова. — Но она почти не применяется в многоэтажном жилом строительстве из-за высокой цены».
Приучить потребителя
Участники рынка говорят, что важной частью успеха новой продукции станет продвижение. «Материал мало известен. Надо, чтобы о нем узнали проектные организации, чтобы монтажные компании научились работать с ним», — говорит гендиректор ЗАО «Решение» Александр Батушанский.
«Потребитель больше привык к керамической плитке среднего формата 60 х 60 см. Но, уверен, сегмент крупноформатной плитки будет расти. Конкуренции мы не боимся. Наоборот, если появится больше производителей, он будет развиваться более быстрыми темпами», — говорит директор по продажам завода «Керамика будущего» Артем Логутенок.
Возможно, производитель предложит более низкую по сравнению с импортными аналогами цену, но важно доказать, что качество будет не хуже, заключает Наталья Скороходова.
Игорь Оноков, гендиректор компании «Леонтьевский Мыс», рассказывает, что в отделке фасада проекта использовано около 5,5 тыс. м2 керамических широкоформатных плит размером 3 х 1,5 м. «Мы искали подходящие материалы около полугода. В итоге пришлось заказывать у итальянской компании, в России нет производителя плит таких размеров. На фасадные работы направлено около 10% инвестиций в проект — 450 млн рублей. Для сравнения: в среднем на рынке на фасадные работы жилых комплексов уходит 5-7%», — добавляет он. Девелопер полагает, что при сегодняшней дороговизне денег налаживать производство может быть невыгодно. Разработка решения требует времени, заводы нуждаются в модернизации, поэтому проще всего заказать товар за рубежом.